Какой видели моду художники-модельеры 35 лет назад?

Какой видели моду художники-модельеры 35 лет назад?

Мода, модная одежда и художники модельеры

Мода... Как известно, ее формируют два компонента: общественная среда и время, то есть наша с вами жизнь сегодня. Жизнь изменяет моду, а мода в свою очередь, являясь выражением мыслей художников, создает новые образы людей. И делается это с помощью тканей, цвета, одежды, обуви, головных уборов, других дополнений и, конечно же, прически и грима. Все мы знаем, что мода циклична, многие модные тенденции повторяются через несколько лет, а то и десятилетия. Сегодня мы предлагаем вернуться в прошлое на 35 лет назад и узнать все о моде тех лет. Возможно, некоторые тренды прошлого будут на писке популярности в следующем году! 

Итак, мода-83. Какая она? Какой видят ее художники-модельеры? Прежде всего - практичной, максимально удобной и рассчитанной на промышленное производство. 
Надо отметить, что ориентация моды на массовое производство, а не на индивидуальное – явление международное. Предполагается, что одежду ближайших лет будут характеризовать также функциональность (даже многофункциональность) и универсальность. Это значит, что в нашем гардеробе все больше будет появляться вещей, которые мы сможем носить независимо от места, времени и суток. Вероятно, все сказанное выше предопределит и ведущий стиль года – спортивно-деловой, за исключением нарядной вечерней одежды.

Подчинение композиции одежды ее назначению оказывает большое влияние и на оформление модного костюма. Его художественно–декоративные приемы значительно ограничиваются, акцент делается на конструкции модели, а вот значение художественно-колористической выразительности тканей увеличивается. Именно это обстоятельство приводит к тому, что одни и те же ткани используются в различных видах одежды, например, мужских и женских брюках, мужских рубашках и женских блузах, куртках, модных и стильных демисезонных пальто. Свойства тканей все более увязываются с конструктивными и технологическими приемами создания одежды, а рисунок и колорит – с ее формой.
 

В прямой связи с этими закономерностями находятся и изменения основных принципов составления ансамбля. Назначение одежды сегодня в большей степени определяется дополнениями, чем ее формой. Но возможны и совершенно идентичные ансамбли, без каких- либо различий – эта тенденция особенно наглядно проявляется в молодежной одежде. Такие существенные изменения принципов создания ансамбля связаны с социальными сдвигами и во многом предопределены резко увеличившимися потребностями населения в готовой, то есть в какой-то мере унифицированной или даже стандартной одежде. Важное значение в формировании моды того или иного года придается модной цветовой гамме. В 1983-м году будут преобладать цвета трех основных групп. Первая из них носит название «бронзовой» - в ней превалируют желтовато-зеленые тона, вторая группа – «сапфир», к которой относятся синевато-серые, и, наконец, третья «красноватая медь» - теплые коричневые тона. Белый и черный по-прежнему среди модных цветов.
 

Женская одежда необычно разнообразна и интересна. Это связано с тем, что наряду с традиционными классическими ее видами предлагаются и более современные. Новое направление в моделировании женской одежды – упрощение композиции, акцент на форме и конструктивных элементах, отсутствие чисто декоративных деталей. Ведущий силуэт – прямой, но не исключаются приталенный, полуприлегающий и трапециевидный. Форма – свободная и мягкая. Длина на 4-6 см ниже коленей. Теперь более подробно о различных видах одежды.
 

Пальто. Силуэт чаще прямой. Формы лаконичные, наполненные. При небольшом объеме линия плеч слегка приподнята, четко очерчена, при большем – мягкая, свободная. Рукава – реглан в различных вариантах и втачные с заниженной проймой. Воротники стали крупнее: в основном, это вытянутые шальки, отложные с отворотами, широкие свободные стойки. Карманы и кокетки – простых очертаний. Все большую популярность благодаря своей практичности приобретают межсезонные, так называемые универсальные пальто – утепленные, выполненные из непромокаемых тканей, часто простеганные – в них много общего со спортивными куртками. 

Плащи можно подразделить на плащи-пальто и плащи-дождевики. Первые из них – классический «макинтош», трапециевидные и спортивного стиля. Плащи-дождевики – из легких блестящих непромокаемых тканей, произвольно драпируются на фигуре, формы объемные, свободные. К этой группе относятся и плащи-пелерины, которые могут быть и более спортивного характера. 

Костюмы. Наиболее популярными останутся костюмы, состоящие из юбки и мягкого жакета или брюк и жакета, куртки, блузы или туники. Наряду с классической юбкой – прямой и в складку – предлагается новая, самая модная ее форма – юбка-брюки. Разнообразны и брюки: прямые мужского покроя с мягкими складками над карманами; узкие внизу и присборенные у талии, широкие в бедрах и узкие от колен, модны и галифе. Жакеты короткие, мягкой формы, прямые или слегка приталенные. Костюмы дополнены блузками – в стиле мужской рубашки или женственные. 

Платья. Их можно разделить на три основные группы, соответствующие стилям классическому, спортивному и фольклорному. Для всех них наиболее характерны силуэты прямой и приталенный со свободным лифом. Длина платьев: до коленей или на 3-5 см ниже. Платья фольклорного стиля могут быть значительно длиннее. В классических видах преобладают платья прямые или приталенные со свободным лифом, мягко обозначенной талией, прямой или слегка расширенной юбкой. Линия плеч удлинена, она мягкая, плавная или четко очерченная. Небольшие воротники и узкие манжеты часто из светлой отделочной ткани. Карманы прорезные и накладные. В моделях из набивных тканей приемы моделирования зависят от характера рисунка. 

Сегодня платья спортивного стиля, имеющие широкий диапазон характерных композиционных приемов, отличает меньшее количество деталей, отсутствие декоративной строчки. Платья фольклорного стиля также становятся более лаконичными. Предпочтение отдается лишь одному из таких приемов оформления, как оборка, вышивка, цветная бейка.
Отличная особенность нарядной одежды: сочетание ярких цветов с «золотым» и широкое применение «златотканых» материалов и отделок.

Мужская мода также испытывает заметное влияние повседневной одежды неофициального характера. Нужно отметить, что стала более четкой возрастная ориентация в некоторых ее видах. Так, классические шерстяные зимние и демисезонные пальто пользуются популярностью у мужчин старшего возраста, отсюда и стабильность основных форм и композиционных решений; мужской классический костюм в последние годы у молодых мужчин, благодаря использованию новых тканей. В то же время все большее число мужчин, невзирая на возраст, начинает носить универсальные пальто-куртки из непромокаемых тканей и утепленные, брюки и куртки из вельвета, джинсовой и плащевой тканей.

Изменения в силуэтах, пропорциях, формах и размерах деталей мужской одежды весьма незначительны – доминирует спортивный стиль, мягкие формы, лаконичные решения. Пальто и полупальто, как правило, прямого силуэта. Линия талии акцентирована поясом. Рукава чаще реглан. В традиционных костюмах пиджак полуприлегающий, лацканы узкие, застежка низкая, брюки умеренно широкие. Костюм новых пропорций: прямой силуэт, пиджак укороченный, мягкая линия плеч, без шлицы. Модны комбинированные костюмы и костюмы-тройки, выполненные из разных материалов.

Современную молодежную одежду отличают большая острота, некоторая гротесковость форм, композиций и способов комплектования. Наиболее характерно: преобладание спортивного стиля, расширение вариантов комплекта и ассортимента его составных частей, совмещение в одном комплекте различных стилей и видов одежды по принципу диссонанса, использование универсальных тканей и композиционных приемов для юношеской и девичьей одежды, разнообразие деталей и отделок, яркие, контрастные и тональные цветосочетания. Наиболее модным становится ансамбль неофициального, так называемого «диффузного» стиля, для которого характерно смешение видов одежды, многослойность и «многоэтажность», небольшие сшитые или вязаные чулки, гольфы, гетры или носки, брюки, устойчивая обувь.

Выше мы уже говорили о том, что именно дополнения делают одежду индивидуальной. Теперь коротко о них. Важную роль в стремлении создать универсальные комплекты играют сшитые и трикотажные головные уборы, которые используют в ансамблях и женской, и мужской, молодежной одежды.

Особенности модного направления ярче всего выражаются в головных уборах из фетра – это по-прежнему шляпы с полями разной ширины. Женщинам предлагаются также стилизованные береты, классические небольшие шляпы с широкими бортиком или «дутыми» полями, мужчинам – классические фетровые или сшитые шляпы типа панамы и кипи. Принципиально новое предложение для молодежи – сшитые головные уборы типа шлемов разнообразного кроя и оформления.

Самая распространенная форма женской повседневной обуви – туфли-лодочки. Нарядная обувь традиционная, классическая. Молодежь любит обувь фольклорного стиля. Основные изменения мы находим в моделировании повседневной мужской обуви, которая решается, в основном, в спортивном стиле. В целом преобладающая форма носочной части – скругленное каре и зауженный овал. Каблуки становятся ниже и зрительно тяжелее. Высота каблуков в женской обуви – от 10 до 70 мм, а в мужской – не более 35мм. 

Модные сумки, как и обувь, подразделяются на две основные группы. К первой классической относятся сумки полужестких конструкций с клапанами и металлическими замками. Ко второй – спортивного стиля, мягкие сумки разнообразных размеров (к этой группе относятся и молодежные сумки).
Итак, мы рассказали об основных направлениях и прогнозах моды на 1983-й год. Именно такой должна была стать мода по мнению художников и модельеров. И она стала такой, именно эти тенденции обрели признание 35 лет назад. Часть из этих тенденций уже были популярны повторно, а некоторые из них только ждет вторичное признание!